четверг, 8 июня 2017 г.

Выпавшие из детства?(Часть 1)


Психология Норин написал "Исследование, основанное на анализе результатов анкетирования, проведенного год назад на этом сайте. Часть первая включает в себя обзор психологической литературы, затрагивающей тему причин возникновения спанкинг-фетиша.
Для интересующихся психологией и желающих разобраться в себе.

Огромная благодарность выражается Гугеноту, Micl`у за участие, неоценимую помощь и поддержку в осуществлении этого проекта. Отдельная благодарность Bunny of the Satan за квалифицированную помощь в переводе.Благодарю всех участников анкетирования, без правдивых ответов которых данная работа вряд ли бы состоялась.


Вместо введения

«Выпавшие из детства» - именно так была озаглавлена чрезвычайно заинтересовавшая меня небольшая заметка – письмо, опубликованное на страницах газеты «Крутой Мен», попавшей мне в руки где-то в конце 90-х. Один товарищ, автор послания, писал о том, что хотел бы наладить контакт с автором другого, ранее опубликованного в «КМ» письма, в котором другой молодой человек рассказывал о субъективном опыте перенесенных в детстве порок, определивших навсегда его предпочтения. Так впервые подтвердились мои предположения, что я не один, что есть еще люди, подобные мне, для которых оказался столь близок образ puer sub ferula. Примерно с того времени началось победоносное шествие Интернета по нашей стране, докатившееся до самых до окраин и способствовавшее созданию различных тематических сетевых сообществ. В одно такое сообщество, организованное в русскоязычной группе на Yahoo, я имел удачу войти, и, в общем-то, с этого периода началась моя жизнь тематического «виртуала».

Среди множества тем, острых дискуссий, яростных споров и даже скандалов, происходивших в этой группе и зачастую не имевших никакого отношения к теме, собравшей ее участников, обсуждался вопрос о врожденности/ приобретенности этих самых тематических пристрастий. Кто-то писал о том, что таким родился, кто-то вспоминал какие-то обстоятельства своей жизни и утверждал обратное, кто-то, например, как я, сомневался и в том и в другом, а большинство просто молчаливо взирало на все это со стороны.

Идея создания библиотеки психологических исследований, касающихся темы возникновения спанкинг-фетиша, родилась у меня давно. Был период в моей жизни, когда моим увлечением было чтение психологической литературы, только появившихся в стране переводов произведений классиков западной психологии. Конкретно о теме влияния телесных наказаний на формирование специфических пристрастий в детском возрасте там писалось мало, но очень много говорилось о том, что особенности психологии человека всегда определяются какими-то факторами личной жизни, а истоки происхождения отклонений следует искать в детстве.

Позднее в Интернете мне удалось найти и работы современных зарубежных психологов, посвященные в основном теме психологии адептов BDSM, и некоторые, очень редкие статьи, касающиеся формирования фетишизма спанкинга. Такая редкость мне кажется весьма удивительной в сравнении с наличием просто немыслимого, огромного количества зарубежных сайтов, форумов и прочих сетевых ресурсов, посвященных взрослому спанкингу, что говорит о соразмерном по масштабу спросе.

Хотя зачастую исследовательские работы написаны профессиональными психиатрами и психологами и основываются на изучении психологии реальных людей, страдающих (иначе, зачем они обратились за помощью) от своих фантазий, такие работы все же имеют свои недостатки. И главными из этих недостатков является чрезмерный объективизм, малая репрезентативность, привязанность к теоретической схеме или сформировавшемуся мнению. Поэтому предлагаемая работа, хотя и не претендует в силу признаваемого дилетантизма на статус академического исследования, все же позволяет взглянуть на вопрос интроспективно, «изнутри» и это делает ее возможно даже уникальной в своем роде и для своего времени.


Тема в психологической литературе, XIX- первая половина XX вв.


Из тьмы средневековья и древних времен известны нам розга, кнут и плеть, снискавшие себе печальную славу классического средства принуждения, воспитания и наказания. Также давно были замечены специфические наклонности людей, проявляющиеся в их способности извлекать из порки чувственное удовольствие (хотя этому обстоятельству, и не предавалось сильно негативного значения). Зачастую виной тому мог быть жизненный опыт. Первая глава, посвященная детству в ставшей знаменитой книге Ллойда Демоза «Психоистория» начинается следующими словами: «История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Демозу вторит известный историк секса Рэй Теннехилл считающий, что кроме Индии и некоторых племенных сообществ, во всех странах и во все времена с детьми обращались с такой жестокостью, какая в наши дни была бы почти преступной. «Очевидно, - делает вывод Теннехилл, - что между теми, кто орудовал розгой, были существенные различия: если мальчика порола молодая няня или воспитательница, относительно которой у него могли возникать сексуальные фантазии, или школьный учитель, которого он боготворил в отроческом возрасте, то вполне вероятно, что во взрослой жизни он мог продолжать считать бичевание мощным возбуждающим средством».

Лишь Новое время с его всеобщей секуляризацией, смягчением нравов и рациональным подходом увидело в таком предпочтении иную сторону - проблему, отклонение от нормы, объект для изучения. Стали широко известны де Сад и Мазох, замечен эпизодом своей «Исповеди» Руссо. Общественное мнение, отдав дань туманному бастиону суровости и консерватизма, нарекло названием «английский порок» распространившееся в салонах викторианской эпохи увлечение эротической флагелляцией. В этом смысле закономерно, что конец викторианской эпохи был ознаменован появлением канонического труда Д.Г. Бертрама (д-р Купер) «История розги», в котором исследовался с древних времен феномен флагелляции и описывались как характерные для своего времени десятки случаев людского пристрастия к ее активной и пассивной форме. Этот же период был ознаменован коренным пересмотром взглядов на телесное наказание.

Со второй половины 19 века либерализм и гуманизация общественной жизни заставили требовать изгнания розги из школы и всеобщей отмены телесного наказания. В это же время получает развитие новая наука – психология. Теперь мнения прогрессивной общественности подкрепляются выводами ученых-психологов. Так, группа известных европейских психиатров выступила с требованием немедленно отменить в школах наказания розгами. Австрийский психоневролог Рихард фон Крафт-Эбинг писал: «Наказание розгами вызывает у мальчика первые порывы полового влечения и побуждает к мастурбации». По мнению ученого, раздражение нервов седалищной области при сечении розгами несло в себе вероятность неправильного закрепления полового чувства. Опасность вызывало и простое наблюдение за процедурой наказания: «С садистским стремлением, при котором отсутствует сознательное представление об объекте, мы, очевидно, имеем дело там, где мальчики, присутствуя при наказании своих сверстников, приходят тотчас же в половое возбуждение, причем эти впечатления определяют всю их дальнейшую половую жизнь». Крафт-Эбинг подкрепил свои выводы многими примерами из своей клинической практики, приведенными в опубликованной в 1886 году и ставшей скандально знаменитой книге «Половая психопатия». Как известно, в этой работе впервые были определены и описаны такие явления как садизм и мазохизм, а также было указано на их взаимосвязь.

На протяжении нескольких лет между Крафт-Эбингом и французским психологом Альфредом Бине шла дискуссия по вопросу происхождения фетишей. Бине подчеркивал роль случайных ассоциативных связей, в то время как Крафт-Эбинг, а позднее и немецкий психиатр Альберт Молль выступали в пользу конституциональной предрасположенности. Так, в споре с Бине, Крафт-Эбинг признал неудовлетворительным объяснение случая Руссо с точки зрения теории «ассоциации идей», указывая на врожденные содержания, на предрасположенность, которая могла быть пробуждена ситуацией бичевания.

Это были важнейшие выводы для своего времени. Таким образом, применительно к нашей теме обозначили себя два направления в теоретических исследованиях, одно из которых акцентировало роль «научения», означающего включение внешнего стимула в эротическую память, а другое задалось целью поиска предрасположенности. С этого момента, мы можем говорить о начале подлинно научного осмысления явления. При этом остался открытым вопрос о природе предрасположенности: врожденная ли она, зависит ли от наследственности, опыта индивида, ранних переживаний детства, условий его воспитания и проч.?

Попытка дать ответ на эти вопросы, была сделана родоначальником психоанализа Зигмундом Фрейдом. Так, «поразительная частота», с которой встречалась фантазия на тему битья детей у пациентов, определила появление работы «Ребенка бьют»(1919). Применение аналитического метода позволило ученому проследить эволюцию этой фантазии, показать изменение ее в процессе прохождения по нескольким стадиям развития индивида, увидеть отличия ее содержания у мужчин и у женщин, обнаружить многие интересные общие и частные детали. Фрейд сразу же констатировал, что появление такой фантазии происходит в очень ранний период, до начала посещений школы, где встреча с учителем, наказывающим учеников, лишь вновь пробуждает или усиливает ее. Опыт получения телесного наказания дома также не имел значения в этом случае. Несмотря на переживание связанного с восприятием сцены порки возбуждения, будущие пациенты психоаналитика всегда относились к происходящему с осуждением, сопереживали наказываемому. В дальнейшем автоэротическое удовлетворение шло с помощью фантазии, переживаемой исключительно в мыслях.

К другим характерным особенностям фантазии относилась такая деталь как - «маленького ребенка бьют по голой попе», а также то, что «избиваемые дети – почти всегда мальчики в фантазиях как девочек, так и мальчиков». Было обращено внимание и на отстраненность в ряде случаев фантазирующего от избиения, наблюдение за действием «со стороны», хотя для фантазии была характерна пластичность в плане изменения ролей и деталей.

Фрейд попытался объяснить происхождение фантазий своих пациентов с точки зрения теории Эдипова комплекса. В качестве ключевого в данном случае фактора он выделил отцовский образ. Для девочек появление фантазии «ребенка бьёт отец» являлось результатом регрессии от фантазии «отец любит меня»: «Это избиение – встреча сознания вины и эротики; оно есть не только кара за запретное генитальное отношение, но и регрессивное его замещение, и из этого последнего источника черпает оно то либидинозное возбуждение, которое отныне плотно с ним смыкается и находит разрядку в актах онанизма. Только в этом и заключается сущность мазохизма».

В случае мужской фантазии отец также играл ключевую роль. «У девочки бессознательная мазохистская фантазия идет от нормальной эдиповской установки, у мальчика - от извращенной, избирающей объектом любви отца». Причем даже если в мужской фантазии избивающим лицом была мать, это означало лишь, замещение отца, с помощью чего происходило избегание гомосексуальности.

Фрейд признает недостаточность описания различия между фантазиями битья обоих полов, оговариваясь: «…но не предпринимаю попытки распутать все эти сложности, проследив их зависимость от других факторов, потому что не считаю исчерпывающим сам материал наблюдения». Действительно, материал для исследования ему предоставили всего 6 пациентов (четверо женщин и двое мужчин), обратившихся к нему по поводу иных психических недугов. Интересно, что имел в виду Фрейд, написав: «Кроме того, с фантазиями битья у мужчин связана другая тема, которую в настоящей статье я хотел бы обойти»?

Очевидно, что данная проблема, если и не поставила в тупик, то сильно озадачила основоположника психоанализа. Психоаналитическая методология была впервые применена по отношению к таким случаям, и это принесло значительные теоретические результаты, прежде всего, указавшие на значимость в такой ситуации отцовского образа. Однако объяснение лишь только с помощью теории Эдипова комплекса сильно ограничило анализ, не дав должного объяснения характерным особенностям фантазии, которая даже не получила более точного обозначения, указывающего на привязанность к идее флагелляции.

Фрейд считал, что все сексуальные вариации, которые он называл извращениями, коренятся в особенностях детского развития и представляют собой остановку или возвращение к его пройденным этапам. Во многом эти выводы, базирующиеся на дезонтогенетической концепции, определили границы дальнейшего теоретического поиска, причем анализ девиаций, связанных с поркой крайне редко шел отдельным путем, будучи по определению навсегда привязан к садомазохизму.

У Фрейда были широкие взгляды на садомазохизм, в том смысле, что он утверждал наличие состояний от "нормально" до "экстремально" садистских, и такую же градацию для мазохистов. Он ассоциировал мужчин с внешним, агрессивным, доминирующим, садистским типом сексуальности, а женщин с чувствительным, сабмиссивным, мазохистским типом. И только когда эти нормальные импульсы становятся преувеличенными, их можно причислить к "извращениям".

Карл-Густав Юнг, другой столп мировой психологической мысли, относит садомазохистские расстройства к разряду «комплексов» - относительно независимых по отношению к нашему эго психических содержаний. Важным примером в теории комплексов для Юнга явился следующий случай: «Молодая женщина не терпит, чтобы выбивали пыль из ее пальто. Эта странная реакция объясняется тем, что она имеет склонность к мазохизму, которая возникла вследствие того, что в детстве отец часто бил ее розгами по ягодицам, что вызывало у нее состояние сексуального возбуждения. Поэтому все, что хотя бы отчасти напоминает наказание розгами, вызывает в ней, в виде реакции, взрыв настоящей ярости, которая быстро переходит в сексуальное возбуждение и мастурбацию. Когда я однажды, по довольно незначительному поводу, сказал ей: "Вы просто должны повиноваться" - она впала в сильное сексуальное возбуждение».

Вскоре термин «садомазохизм» стали употреблять по отношению к структуре личности, находя характерные проявления в индивидуальной, социальной и политической жизни. Эрих Фромм связывает мазохизм с чувством одиночества и отсутствием ощущения значимости. Интересно, что Фромм считал, что индивид, страдающий садомазохизмом в половой сфере, не подвержен садомазохизму моральному – явлению столь характерному для современного западного общества.


Современное состояние, вторая половина XX- начало XXI вв.


Западные и американские ученые с 50-х годов прошлого столетия практически вывели садомазохизм не только из психиатрии, но и из медицины вообще, оставив медицине лишь грубую патологию. Традиционная психиатрия считала все сексуальные девиации болезнями. Современная медицинская сексология полагает, что это не так. Если девиация не причиняет особых неудобств ни самому субъекту, ни окружающим его людям, ее стали рассматривать просто как индивидуальную особенность.

Ранние психоаналитики, ориентированные на психологию влечений, объясняли подобное поведение лишь симптоматическим образом - тем, что в данном случае мы имеем дело с невротическими симптомами. За ними они видели типичные эдиповы влечения ребенка в отношении матери и отца, а именно инцестуозные и сопернические желания. Возможно подобная «эдипова теория» перверсий и сейчас во многих случаях соответствует действительности.

Теперь же современные психоаналитики стремятся показать значимость доэдиповых конфликтов, происходящих из более раннего детского возраста и играющих, однако, не менее важную роль в возникновении перверсивного поведения. Истоки мазохизма ищут в так называемом критическом периоде идентификации с полом, который приходится на 18-й месяц, а позднее на 4-5 год жизни. Именно тогда «кастрационная» тревожность, нарушение связи с матерью, ощущение вины, пробуждаемое родителями, могут благоприятствовать развитию мазохистских тенденций. Известный психоаналитик Эйдельберг описал ряд таких механизмов и разновидностей мазохизма, увязывая их с нарушениями идентификации с полом, переживаниями раннего детства (например, с чувством удовольствия, возникающим во время физического наказания родителями), моральным ощущением своей малоценности (в таком случае мазохизм проявляется в подсознательном восприятии кары и унижения как чего-то вполне заслуженного).

Продолжить тему, поднятую Фрейдом в работе «Ребенка бьют», взялись американские психоаналитики супруги Новик. Они много лет профессионально занимались анализом детских психических отклонений, основываясь на теоретической базе классического психоанализа. В 1972 году Новик публикуют работу «Фантазии битья у детей», в которой писали, что существуют два вида подобных фантазий - «нормальная переходная» и "фиксированная фантазия". Переходная фантазия чаще обнаруживаемая у девочек, обычно спонтанно видоизменялась и без особого труда могла быть подвергнута интерпретации, «тогда как фиксированная фантазия становилась перманентным фокусом психосексуальной жизни ребенка, и часто годы интерпретативной работы не оказывали на нее влияния».

Если переходная фантазия была характерна только для определенного периода развития девочек, была легко заменяема и стираема из памяти, то в случае фиксированной фантазии речь, как правило, шла о серьезном отклонении. Суммируя опыт всех терапевтов имевших дело с такими случаями, Новик видят корень таких отклонений в нарушении отношений мать-ребенок, в период младенчества и кормления. Депрессивность матери, недостаток тактильных связей, ласк, отчужденность, все это приводило к развитию симптома «поиска боли» у младенцев, таким образом, адаптировавшихся к патологиче�

Комментариев нет:

Отправить комментарий