Автор:Максименко Надежда Васильевна Дата выхода:23.01.2004
Обращение к проблеме дисциплины, к изучению ее историко-педагогического аспекта и реализации в современных образовательных учреждениях является важнейшим направлением в истории образования и педагогической мысли.
В классических педагогических трудах данную проблему рассматривали Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Н.И. Пирогов, С.И. Гессен, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие.
Дисциплина (лат.) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали (3; 416).
Как средство общественного контроля над повседневным поведением людей, дисциплина отражает в себе господствующие в данном обществе социальные отношения и служит для их поддержания. Различными средствами осуществления дисциплины являются: обычаи, нравы, традиции, нормы, общественные привычки, вкусы, авторитет. Для каждой общественной формации характерно преобладание определенного типа дисциплины.
В первобытном обществе господствовали стихийно складывающиеся привычки; здесь общая связь держалась силой привычки, традиции, уважением к старейшине рода. В Древнем Риме про учеников говорили, что "ухо мальчика на его спине". В эпоху Средневековья в монастырских школах царила суровая дисциплина, за дисциплиной следило специальное лицо - пороло. В средневековых университетах дисциплину поддерживал корректор с помощью карцера и доносов.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский, критикуя средневековую школу, считая, что управление человека - одно из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" (2;87). Выступая против отупляющей палочной дисциплины, Я.А. Коменский рекомендовал гуманный подход к детям, требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, искренне и откровенно". В небольшом сочинении "Законы хорошо организованной школы" Я.А. Коменский дал ценные указания, касающиеся правильной организации школьного режима, управления школой, поведения учащихся, опозданий на уроки и их устранение. "Пусть поддержание дисциплины всегда проходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть" (2; 96).
Джон Локк в работе "Мысли о воспитании" писал, что дисциплинированность - важная задача воспитания, поэтому нельзя потворствовать ребенку, но и нельзя не удовлетворять его законные желания. Сначала "страх и уважения", а в более зрелые годы "любовь и дружба". Локк выступал против телесных наказаний, считая, что "рабская дисциплина создает и рабский характер", но в случае упорного нежелания ребенка проявлять послушание вполне допустимы телесные наказания.
Французский гуманист Жан Жак Руссо выступал против суровой дисциплины и телесных наказаний, утверждая, что это подавляет личность. В соответствии с его теорией естественного свободного воспитания метод принуждения отрицается в процессе воспитания. Но естественное свободное воспитание - это не произвол, каждый человек должен сам понимать важность воспитания добрых чувств, суждений и воли.
Немецкий педагог Иоган Фридрих Гербарт процесс воспитания делил на: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление, по Гербарту, позволяет подавить "дикую резвость" ребенка. Первое средство управления - это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и "дерзают не все", слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором.
Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих дисциплину, следует завести в школе штрафную книгу. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.
В отечественной педагогике изучением проблемы дисциплины занимался Н.И. Пирогов, считая хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.
В статье "Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей" Пирогов осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены. Однако, он был непоследовательным в этом вопросе. В 1859 году он опубликовал циркуляр, в котором считал, что без розг невозможно обойтись на практике и советовал применять их в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский протестовал против слепой, палочной дисциплины. В старой школе дисциплина была основана на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, но их нельзя чрезмерно нежить и ласкать, педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственности.
Н.А. Корф - основатель русских земских школ, к вопросу школьной дисциплины подходил с позиций прогрессивной русской педагогики.
Он выступал против телесных наказаний, но и осторожно подходил к мерам поощрения, считая денежные награды антипедагогичными.
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко в работе "Лекции о воспитании детей" требовал активной дисциплины "борьбы и преодоления". Педагог отмечал, что дисциплинированным человеком в обществе можно назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на трудности и неприятности.
Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и вдохновляет к новым победам и достижениям.
А.С. Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Он указывал на то, что школа умеет бороться с дезорганизаторами, но такие типы характера, как "тихони", мечтатели, зубрилы проходят мимо нашей педагогической заботы.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил, что дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность.
Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. В лекции "Дисциплина, режим, наказания и поощрения" он указывал, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, истеричность и т.д. Педагоги часто говорят, что ребенок должен кричать, в этом и проявляется его натура. Макаренко возражал против этого и требовал: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории "свободного воспитания", будто "наказание воспитывает раба", Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, по Макаренко, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они носили индивидуализированный характер, соответствовали проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживания собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний.
А.С. Макаренко выделил такие существенные стороны сознательной дисциплины, как послушание, стремление выполнить приказ или распоряжение быстрее и лучше, а также несколько умений: выполнять свой долг без напоминания, воздерживаться от дурных поступков ,придти на помощь другим людям, противостоять дурному и враждебному.
Перечисленные компоненты представляют в своей совокупности то, что можно считать главными показателями дисциплины школьников. Это - фундамент подлинной дисциплинированности.
Такое понимание структуры сознательной дисциплины позволяет лучше увидеть зависимость дисциплинированности школьника от наличия у него (или отсутствия) нравственных взглядов и убеждений, чувств, привычек поведения и воли.
Такой подход к пониманию сознательной дисциплины нацеливает учителя на необходимость воспитания у детей не отдельных изолированных черт характера, а нравственного облика в целом.
Воспитать такую дисциплинированность у каждого школьника - одна из актуальных задач школы, семьи и общества. Начальные классы закладывают основы сознательной дисциплины и культуры поведения. И чем прочнее эти основы, тем успешнее дельнейшее воспитание школьников.
Ознакомившись с взглядами зарубежных и отечественных педагогов по проблеме дисциплины, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной и дискуссионной.
В настоящее время ведутся исследования по проблеме дисциплины. Важное место в формировании организованности и дисциплинированности учащихся занимает первая ступень обучения - начальные классы.
Здесь закладываются начала мировоззрения, основы характера и направленности личности, формируются нравственные установки, что обязательно скажется в дальнейшем на поведении человека вообще и на его дисциплине особенно. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли дисциплины в развитии личности имеет выявление соотношения категорий дисциплины и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Дисциплина есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможности каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умоляя при этом интересы свободного развития других. Дисциплина личности должна рассматриваться в контексте ее свободы, то есть как самодисциплина - субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Дисциплина, несомненно, есть и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Дисциплина оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т.д.
Основные методы формирования дисциплины: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей дисциплины. Основная ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских поступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью.
Дисциплинированность - это качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям. (3; 73). Основы законодательства о народном образовании предъявляют высокие требования в двух направлениях: 1) к подчиненным всех категорий (учителям, родителям, учащимся); 2) ко всем руководителям системы народного образования.
От учащихся требуется не простая исполнительность, а сознательное отношение к своему долгу, строгое соблюдение нравственных норм и активное стремление к самосовершенствованию. Закон Российской Федерации "Об образовании" гласит о том, что "ученик любого возраста имеет право на уважение его человеческого достоинства, на защиту от физического или психического насилия со стороны взрослых работников общеобразовательных учреждений". Эти права закреплены пунктом 5 статьи 15 Закона: "Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.
Применение методов физического и психического насилия к обучающимся, воспитанникам не допускаются" (1; 13).
Для школьной дисциплины характерны три особенности. Во - первых, ее устанавливают для детей взрослые, которые имеют естественное право старших требовать подчинения. За их плечами жизненный опыт, наличие определенных знаний, умений и навыков, система установившихся взглядов и убеждений, чего у школьников еще нет. Это составляет основу авторитета взрослых и значительно облегчает деятельность учеников. Во - вторых, школьная дисциплина всегда подчинена учебно-воспитательным целям. Она должна способствовать и успешному учению, и лучшей подготовке школьника к соблюдению общественной дисциплины. В - третьих, требования к учащимся предъявляются с учетом их возраста: младшим - простые и конкретные с постепенным усложнением их по отношению к более старшим школьникам.
Эти особенности нашли свое отражение в ныне действующих Правилах для учащихся (1972 год), утвержденных для всех возрастных групп учеников.
Правила для учащихся содержат конкретные требования к поведению ученика. Их обязаны хорошо знать и школьники, и их воспитатели: учителя и родители. Для одних правила - своеобразный моральный кодекс, для других - программа воспитательной работы. В тексте представлена система требований: добросовестность в учении и труде, бережное отношение к школьному и другому имуществу; уважение к учителям.
Родителям, товарищам и другим людям; постоянное соблюдение норм нравственности, дисциплины и культуры поведения; соблюдение правил уличного движения, правил санитарии и личной гигиены; забота об общих успехах коллектива.
Иногда полагают, что дисциплина и культура поведения - независимые друг от друга уровни воспитанности личности. Такой довод нельзя считать убедительным. Во - первых, потому, что требовательный к себе человек всегда опрятен, скромен, трудолюбив и, естественно, более дисциплинирован, чем неряшливый и безответственный человек. Во-вторых, культура поведения в обществе приобретает характер нормативных требований .
В ходе опытно - экспериментальной работы по изучению культуры поведения и дисциплинированности учащихся начальных классов, школьникам было предложено ответить на вопросы:
1) Когда вам мешают на уроке, вам трудно воспринимать материал?
2) Вы нарушаете дисциплину во время уроке?
3) Какую бы вы оценку поставили себе за поведение на уроке?
4) Какие вежливые слова вы знаете?
5) Какую бы вы оценку поставили себе за поведение дома, на улице?
Изучив результаты анкетирования и, учитывая наблюдение за учащимися, можно сделать вывод, что учащиеся недостаточно знакомы с Правилами поведения, культура поведения их оставляет желать лучшего и учащиеся экспериментальных классов недисциплинированны.
С целью улучшения культуры поведения и дисциплинированности учащихся была проведена система мер по данной проблеме: изучение Правил поведения, беседы по вопросам, проведения тематических внеклассных мероприятий, родительских собраний и т.д.
Данные формирующего эксперимента показали, что после проведения соответствующей работы улучшилась дисциплина в этих классах и учащиеся стали культурнее.
Таким образом, дисциплинированность и культура поведения у учащихся начальных классов обеспечивается при соблюдении некоторых педагогических условий:
- дружного педагогического и ученического коллективов;
- гуманистического стиля отношений в школьной жизни;
- четкого единого распорядка в школе;
- высокого авторитета каждого учителя.
http://www.oim.ru/reader@whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=392.asp
Комментариев нет:
Отправить комментарий